- Разберемся с понятиями
- Самые длинные международные маршруты
- 1. Панамериканское шоссе
- 2. Автомагистраль 1, Австралия
- 3. Транссибирское шоссе
- 4. Трансканадское шоссе
- 5. Золотой четырёхугольник (Индия)
- Виртуальное шоссе
- Самые длинные национальные автодороги
- Топ-10 самых длинных федеральных трасс в России Версия для печати
- Федеральная трасса А-331 «Вилюй», 3000 км
- Федеральная трасса «Амур» Р-297, 2165 км
- Автодорога Р-504 «Колыма», 2032 км
- Федеральная трасса М-5 «Урал», 1879 км
- Автодорога Р-255 «Сибирь», 1860 км
- Федеральная трасса Р-21 «Кола», 1592 км
- Федеральная дорога М-4 Дон, 1543 км
- Федеральная трасса Р-22 «Каспий», 1381 км
- Автодорога М-7 «Волга», 1357 км
- Федеральная трасса Р-256 «Байкал», 1113 км
Разберемся с понятиями
Взявшись за этот материал, мы сразу же столкнулись с проблемой выбора дорог. Скажите, что совокупность автомагистралей, проходящих через несколько стран (и, следовательно, пересекающих несколько государственных границ), со своими правилами дорожного движения и качеством дорожного покрытия в каждой, можно считать одной дорогой? А если между несколькими участками такой дороги есть промежутки, которые на машине не преодолеть?
Или если существование такой магистрали в целом не признается официальными органами страны или нескольких стран, через которые проходит автомагистраль, но признается автомобилистами? Наконец, если автомобильная дорога, претендующая на звание одной из самых длинных в мире, состоит из совокупности магистралей и позиционируется как единое целое скорее для удобства, красоты или благозвучия и в ретроспективе, то есть после строительства дорог, это считается одним из способов? Или мы должны быть строгими, независимыми и сдержанными и перечислять только отдельные тропы, определенные национальными администрациями и ведущие от нулевого километра до последнего?
В итоге мы решили разделить подборку на два раздела: первый содержит три самых длинных международных маршрута, проходящих через несколько стран, а второй — пять национальных автомагистралей и путевых систем.
Самые длинные международные маршруты
Панамериканское шоссе / Ruta Panamericana — около 30 000 км через Северную и Южную Америку
Книга рекордов Гиннесса, а вместе с ней Википедия и другие интернет-источники утверждают, что Панамериканское шоссе является самой длинной автомагистралью в мире. На самом деле, по общепринятому описанию, маршрут начинается на Аляске, в поселке Прадхо-Бей на побережье моря Бофорта, а заканчивается возле аргентинского города Ушуайя, на острове Огненная Земля, а это самый южный город на планете. Но есть трудности с этой магистралью.
Во-первых, северные участки шоссе, пролегающего через США и Канаду, юридически не определены как Панамериканское шоссе — официально оно начинается только от границы между США и Мексикой, а именно от мексиканского города Нуэво-Ларедо. Таким образом, длина пути сократилась примерно на 7500 км.
Во-вторых, две части маршрута разделены Дарьенским ущельем — 100-километровым участком непроходимых болот, тропических лесов и сплошной местности в Панаме, также известной как Дарьенский национальный парк. Район охраняется ЮНЕСКО, правительством Панамы и местными индейцами, и в настоящее время нет практических планов по соединению сегментов Панамериканского шоссе.
Путешественники, пытавшиеся пересечь тропические леса, реки и болота Дарьена, потеряли там не одну машину
Желающие проехать из Арктики в Антарктику должны свернуть с тропы, не доезжая до панамского города Явиза, самой южной точки северного (а лучше — центрального) отрезка Рута-Панамерикана, свернуть с тропы к морю и найти паром или другое судно, которое доставит машину в колумбийский порт Турбо.
Но если вы хотите продлить маршрут на 2500 км, то можете отправиться в венесуэльский город Гуирия. Это альтернативное начало южной части Панамериканского шоссе.
Панамериканское шоссе пересекает, среди прочего, пустыню Атакама, самое сухое место на земле
Какой бы вариант вы ни выбрали, вам предстоит почти 10 000 км (это от Турбо) пути вдоль тихоокеанского побережья Южной Америки через пять стран к бурным водам пролива Бигл. Поприветствуйте белых медведей антарктических пингвинов.
Маршрут AH1 — 20 557 км от Токио до Стамбула
Еще в 1959 году Организация Объединенных Наций предложила создать паназиатскую сеть автомобильных дорог, которая соединила бы страны и регионы континента и тем самым повысила их благосостояние и углубила связи между государствами. В 2003 г странами континента было подготовлено Межправительственное соглашение об Азиатской сети автомобильных дорог, которое к 2013 г ратифицировали 29 участников соглашения.
Маршрутов, согласно документу, всего 55, и все они обозначаются буквами AH (от Asian Highway) и цифрами — один, два или три в зависимости от важности и направления. АН1 — самый длинный участок, и он, а также семь других участков тропы, пронумерованных от 2 до 8, пересекают весь континент в разных направлениях.
Шоссе AH1 начинается в Токио, пересекает остров Хонсю и часть острова Кюсю. Дальше путешественники пересаживаются на паром, переправляются на Корейский полуостров, пересекают обе Кореи (если, конечно, пускают на север).
Проблема, которая не нужна автопутешественнику в Северной Корее, — это пробки
Далее путешественники должны пройти в Китай, через Гонконг, оттуда — во Вьетнам, Камбоджу, Таиланд, Мьянму, Индию, Бангладеш, обратно в Индию и через Пакистан, Афганистан, Иран и Турцию — вплоть до границы с Болгарией, где AH1 соединяется с европейским маршрутом E80, ведущим в Лиссабон.
Нетрудно догадаться, что непрерывное движение по такому маршруту сегодня в реальности вряд ли возможно — путешественникам мешают границы, вооруженные конфликты и, мягко говоря, неравномерное качество дорог. Так обстоит дело на значительной части паназиатских маршрутов, и вряд ли оно улучшится в ближайшие десятилетия.
Одна из практически недоступных для туристов (по понятным причинам) частей АН1 — афганская. В частности, это трасса в районе Кабула
Однако эти и ряд других трудностей не помешали британским путешественникам Ричарду Мередиту и Филу Колли в 2007 году пройти по участкам АН1 и АН5 за 49 дней (идти из Шанхая к турецко-болгарской границе через Китай, Среднюю Азию и Закавказье; предлагается пересечь Каспийское море на пароме) на автомобиле Aston Martin M8 Vantage, предоставленном тогдашним главой автопроизводителя. Это был первый подобный случай, хотя Мередит и Колли большую часть пути проделали на более доступном участке AH5.
Трасса Е40 – 8300 км от Ла-Манчадо у подножия Алтая
В Европе об объединении дорог и создании сети маршрутов через континент задумались несколько раньше, чем в Азии, вскоре после Второй мировой войны. Как и азиатских дорог, европейских насчитывается несколько десятков, и они обозначаются буквой Е и двух- или трехзначным числом. Такие маршруты, как Панамериканское шоссе или АН1, не строились целиком — они собирались из существующих дорог со своей национальной нумерацией, к которой добавлялось еще одно общее для всех обозначение. Помните песню про трассу Е95? Это примерно один из таких маршрутов, его частью была российская трасса М10 Санкт-Петербург — Москва (сейчас она стала частью маршрута Е105).
Предполагается, что все участки маршрута Е должны соответствовать определенным нормам качества покрытия, поддерживать определенную скорость движения и так далее. Однако так бывает не всегда – в один маршрут могут входить многополосные автобаны, однополосные дороги, грунтовые дороги и паромные переправы.
Эта скромная пригородная автомагистраль в Норвегии также является частью европейского маршрута — E69. Мысленно сравните его с немецким автобаном
Самый длинный из европейских маршрутов, Е40, проходит из французского порта Кале через Бельгию, Германию, Польшу и Украину, пересекает Ростовскую, Волгоградскую и Астраханскую области России, соединяет украинско-российскую границу с побережьем Каспийского моря, а затем спускается через Западный Казахстан в Узбекистан, захватывая Туркмению. В Самарканде маршрут поворачивает на северо-восток, чтобы вернуться в Казахстан, оттуда в Кыргызстан и, наконец, снова обратно в Казахстан. Там она заканчивается у российско-казахстанской границы в городе Риддер, в южных предгорьях Алтая.
Одна из обязательных остановок на Е40 — Самарканд, особенно мавзолей Шахи-Зинда
Как и в случае двух упомянутых выше панконтинентальных маршрутов, в настоящее время невозможно проехать из Кале в Риддер именно так, как описано: участок, состоящий из украинских трасс М03 и М04, проходит через отдельные районы Луганской и Донецкой областей, в территория, на которой бушует вооруженный конфликт.
Читайте также: Свойства высоты в равнобедренном треугольнике abc: к основанию, к боковой стороне
1. Панамериканское шоссе
Панамериканское шоссе объединяет в единую систему дорожные сети континентальных штатов Америки. Общая протяженность этого транспортного года превышает 30 000 километров, что делает его самым продолжительным в мире. Дорога проходит через Аргентину, Чили, Перу, Эквадор и достигает Колумбии. Он прерывается на протяжении 87 километров в районе Дарьенского ущелья — это довольно большая неосвоенная территория, покрытая топями и топями. Вы не можете ездить туда на обычных машинах, а построить что-либо будет стоить сумасшедших денег. После этой части дорога продолжается из Панамы и далее через все страны Центральной и Северной Америки, включая Канаду и даже на Аляску.
Проект появился в 1889 году, хотя планировалось только железнодорожное сообщение. Но время шло, автомобили становились все более популярными и доступными средствами передвижения. В 1950 году Мексика первой завершила свою часть; постепенно к ним присоединились национальные автомагистрали других штатов. В первую очередь, конечно, американская дорожная сеть.
Представьте, какое путешествие вы можете устроить! Правда, даже просто на бензин придется рассчитывать на значительную сумму. Впрочем, передвигаться на велосипеде можно, но на это уйдет много месяцев. Кстати, все страны Южной и Центральной Америки для россиян безвизовые, и если есть необходимость в визе, то получить ее можно по прибытии в страну.
2. Автомагистраль 1, Австралия
Австралийская магистраль протяженностью 14 500 километров является самой протяженной из всех национальных дорог, то есть находится на территории одной страны. Она опоясывает всю Австралию и каждый день так или иначе этой дорогой пользуется около миллиона человек. Из-за особенностей австралийского континента дорожные условия сильно различаются. Так вот, вблизи крупных городов это настоящая магистраль с множеством полос движения, но есть и отдаленные однополосные участки, где на сотни километров вообще нет ни одного населенного пункта.
Для легкой автомобильной поездки лучше всего подходит участок от Сиднея до Аделаиды. Это юго-восток материка, где климат не такой жаркий — есть редколесья и даже пингвины. Это может показаться удивительным, ведь Австралия ассоциируется с теплом и кенгуру, но это огромная страна, и помимо кенгуру там обитает 17 видов пингвинов. Можно посмотреть фильм «В погоне за солнцем» — о прибытии на этот маршрут машин с солнечными батареями.
3. Транссибирское шоссе
У России тоже долгий путь от Санкт-Петербурга до Владивостока, от Балтийского моря до Японского моря. Название неофициальное, так как это не единая магистраль, но главное, что до нее еще можно доехать. Общая протяженность сети составляет более 11 000 километров, и, конечно, на пути будут проблемные участки, которые не соответствуют статусу национальных дорог. Например, участок между Читой и Хабаровском был построен принудительными работами еще в 1949 году. Речь идет о «жителях» лагерей. В конце 20 века участок был достроен и приобрел более целостный вид.
Большая часть маршрута проходит недалеко от границы с Казахстаном, Монголией и Китаем. 200-километровый участок между Иркутской областью и Бурятией проходит вдоль озера Байкал, устремляясь все дальше и дальше на восток. Доехав до Владивостока, дорога продолжается в южном направлении, до поселка Хасан, который находится на границе с КНДР.
4. Трансканадское шоссе
Третья по протяженности национальная автомагистраль принадлежит Канаде, хотя некоторые ее участки входят в панамериканскую сеть. Тем не менее, это 8030 километров дороги, пересекающей всю страну с запада на восток (или наоборот, если хотите). В основном проходит возле южной границы, то есть рядом с США, что неудивительно. В этой 200-километровой зоне недалеко от США проживает почти 70% населения всей Канады.
Дело, конечно, в климате — он там тоже «не тот». Россия и Канада географически во многом похожи: две огромные страны, большая часть территории необитаема, много природных богатств, но находятся в каких-то адских климатических условиях. Значительная часть Канады лежит в зоне вечной мерзлоты, и население размещено крайне неравномерно. Правда, канадцы почему-то живут заметно лучше нас, но это уже другая история.
Отличительной чертой канадского шоссе являются бело-зеленые указатели с кленовым листом. Часть дорожной сети проходит вдоль скалистого острова Ньюфаундленд. Кроме того, большая часть проходит вблизи Великих озер — системы пресноводных озер Северной Америки на территории США и Канады. Они занимают пятое место в мире по запасам пресной воды — впереди только ледяные щиты, Байкал и великие африканские озера.
5. Золотой четырёхугольник (Индия)
Протяженность дороги составляет почти 6000 километров. Он опоясывает Индию, минуя лишь горные районы и самую южную часть субконтинента. Название происходит от формы дороги, когда она появляется на карте. Он выглядит как неправильный квадрат, соединяющий крупнейшие города страны: Дели на севере, Калькутту на востоке, Мумбаи на западе и Ченнаи на юге. Проект был запущен в 2001 году и завершен десять лет спустя. Дорога обошлась в 600 миллиардов рупий, или около десяти миллиардов долларов.
Скандалов тоже не было. В 2003 году индийский инженер Сатьендра Дубей доложил премьер-министру о крупных коррупционных схемах и задержках строительства в одном из штатов. Инженера перевели в сам штат Бихар, где он должен был следить за ходом строительства, но вскоре Сатьендру нашли мертвым. Тем не менее линию достроили, киллеры в 2010 году получили пожизненные сроки, а год назад по «площади» пустили новые электропоезда.
Виртуальное шоссе
Большинство зарубежных рейтингов самых длинных автомобильных дорог мира не обходится без Транссибирской магистрали протяженностью более 11 000 км — «системы федеральных автомобильных дорог, протянувшейся по территории России от Тихого океана до Балтики», как англоязычно Википедия дает определение Транссибирской магистрали. Звучит роскошно, даже жаль, что такого явления не существует ни официально, ни в массовом сознании России.
Возможно, потому, что трасса из Санкт-Петербурга во Владивосток была полностью проложена только в 2015 году. Кстати, так называемая Транссибирская магистраль является частью официально признанного азиатского маршрута AH6 от южнокорейского Пусана до белорусско-российской границы.
Самые длинные национальные автодороги
Шоссе 1 в Австралии — 14 500 км по кругу
Австралийская система автомагистралей Highway 1 носит почетный титул самой длинной национальной автомагистрали на планете. В отличие от других, она проходит не поперек континента, а по его периметру — вдоль всего побережья Австралии. Отдельный участок системы пересекает остров Тасмания — шоссе 1 (Тасмания) проходит от города Хобарт на юге острова к его северному побережью.
На юге национальное шоссе 1 пересекает долину Налларбор, совершенно плоскую и сухую, без единого дерева. Если пойдете, помните, что внизу у вас будет самый большой в мире известняковый монолит
Дороги, из которых сегодня состоит шоссе 1, были построены в разное время, получив общее название в 1955 году, когда в Австралии была введена новая система нумерации шоссе. Континентальный участок шоссе 1 соединяет все штаты и территории страны, кроме Столичной территории, проходит через большинство климатических зон и является главной транспортной артерией Австралии — ежедневно им пользуется не менее миллиона автомобилистов (и проживает примерно 24 миллиона человек) в Австралии).
Трансканадское шоссе — 7821 км «от моря до моря»
Трансканадское шоссе (также известное франкоязычным как Route Transcanadienne) может стать символом страны: девиз Канады «От моря до моря» посвящен этой системе. Интересно, что если вы решите проехать по Трансканадскому шоссе, то вам придется выбрать для себя один из маршрутов – южный или северный. Нулевой точкой первой является пересечение улиц Дуглас-стрит и Даллас-роуд в городе Виктория на острове Ванкувер. Север, также известный как шоссе Йеллоухед, начинается на острове Грэм, в 150 милях к северу. В обоих случаях вам придется пересечь Тихий океан, чтобы добраться до континента.
Все дороги, составляющие Трансканадское шоссе, отмечены белым кленовым листом на зеленом фоне
Обе ветви пересекают провинции Британская Колумбия, Альберта, Саскачеван и впадают в Манитобу, в ста милях к западу от Виннипега. Далее Трансканадское шоссе прорезает Онтарио и Квебек, спускается к северным берегам Великих озер, приводит путешественника в столицу страны Оттаву, а затем в Монреаль, следует по реке Святого Лаврентия и, наконец, поворачивает на юго-восток, чтобы отдохнуть в сторону Атлантического океана в деревне Сидней на острове Кейп-Бертон. Но это не конец! Здесь вы снова ждете паром на остров Ньюфаундленд, потом еще 905 км по нему, и вот вы в городе Сент-Джонс на восточном побережье – вы прибыли.
Индийский «Золотой четырехугольник» — 5846 км вдоль полуострова Индостан
Как и австралийский аналог шоссе 1, Золотой четырехугольник Индии представляет собой систему национальных автомагистралей, и путь проходит не по прямой, а по кругу, соединяя по крайней мере полтора десятка крупных городов с общим населением около 110 человек миллионов человек. По углам площади расположены города Ченнаи, Калькутта, Дели и Мумбаи. Проект был задуман в начале прошлого и текущего века, реализовать его планировали за 5-6 лет, а получилось в два раза дольше — система заработала в полную силу только в начале 2012 года.
За это время в 30 штатах страны было отремонтировано и/или построено от четырех до шести полос движения. Примечательно, что, в отличие от того, что обычно бывает с крупными инфраструктурными проектами, «Золотой четырехугольник» обошелся вдвое меньше запланированного — 4,8 млрд долларов вместо 9,6 млрд долларов.
Национальное шоссе 4, ведущее из Мумбаи на юго-восток, является частью «Золотого четырехугольника»
Если вы, собираясь на ралли в Индию, хотите ехать не по кругу, а проехать всю страну с юга на север или с севера на юг, к вашим услугам еще одна национальная трасса — NH44 протяженностью 3745 км. Он соединяет самый северный город-миллионер Индии Сринагар, расположенный почти в центре штата Джамму и Кашмир, с самой южной точкой континентальной Индии, городом Канниякумари на мысе Коморин.
Шоссе G318 — 5476 км от Желтого моря до сердца Тибета
Одна из самых длинных в мире национальных автомагистралей в Китае — G318. Он проходит почти прямо из Шанхая через всю страну на запад и поднимается до Тибета. Путешественника на этом длинном, сложном и опасном пути ждет смена всех возможных климатических и природных зон и типов рельефа — ущелья, водопады, поля и горы, удивительные красоты и чудеса природы, среди которых, например, Эверест и каньон Цангпо, самый глубокий и длинный в мире. Дорога G318 упирается в мост китайско-непальской дружбы, за которым начинается Непал.
Только очень опытный водитель и его пассажиры смогут полюбоваться красотами, которые открываются с G318: расслабляться на тибетских участках этой дороги опасно — чего стоит хотя бы кислородное голодание на большой высоте и резкая смена погоды
Кстати, перед самой длинной автомагистралью Китая была еще одна национальная магистраль — G010 (5700 км), соединяющая город Тунцзян на севере Китая (на российско-китайской границе) с курортным городом Санья на острове Хайнань. Но несколько лет назад систему нумерации автомагистралей в Китае поменяли и G010 распустили — это уже не единое целое, хотя дороги, конечно, никуда не делись.
US Route 20 — 5415 км от Орегона до Массачусетса
Если вы начали беспокоиться о том, где в нашем списке собственно автомагистрали США, спешим вас успокоить: будь мы не в топ-5, а в топ-10 самых длинных национальных автомагистралей, американские занимали бы все позиции с пятого по десятое.
Самый длинный маршрут в Соединенных Штатах — US Route 20, или просто US20, который начинается в Ньюпорте, штат Орегон, в 800 метрах от Тихого океана, и заканчивается на Кенмор-сквер в Бостоне. Дорога пересекает 12 штатов, тропические леса Орегона, пустыни, горы, прерии, поля и леса, захватывает Чикаго, проходит совсем рядом с Ниагарой с ее знаменитым водопадом, но главной достопримечательностью US20 является Йеллоустонский национальный парк.
В Йеллоустоун отправляются в путь самые разные животные – бизоны, медведи, олени, гуси. Будьте осторожны — они на самом деле дома
На втором месте в Соединенных Штатах US6 представляет собой диагональное (в отличие от US20, которое проходит более горизонтально) шоссе протяженностью 3 148 миль (5 148 км). Дорога соединяет богемный Провинстаун, штат Массачусетс, на оконечности полуострова Кейп-Код, с Калифорнией. На маршрут протянулись 14 штатов, и он является бывшим номером один по протяженности в стране: В 1964 году маршруты США были «перенумерованы» и US6, заканчивающийся в калифорнийском Лонг-Бич, на побережье Тихого океана, потерял почти 500 км и первым место.
Топ-10 самых длинных федеральных трасс в России Версия для печати
Федеральная трасса А-331 «Вилюй», 3000 км
Вилюйская трасса с порядковым номером А-331 является рекордсменом по протяженности среди автомобильных дорог Российской Федерации. Маршрут Вилюйской трассы начинается в городе Тулун Иркутской области, проходит через Братск, город Усть-Кут (расположен в месте слияния рек Куты и Лены), город Мирный (алмазная столица России).), Вилюйск и заканчивается в Якутске. Есть один нюанс: зимой это самая длинная трасса в России. Круглый год возможен проезд по маршрутам из Тулуна в Братск и Усть-Кут, а также из Мирного в Якутск. Остальная часть маршрута — зимники.
Для жителей многих поселков Якутской области шоссе – единственный способ связи с внешним миром. Для страны Вилюйская магистраль важна с точки зрения обеспечения доступа к близлежащим месторождениям углеводородов (Верхнечонское нефтегазоконденсатное месторождение и др.). В 2021 году ФКУ Упрдор «Прибайкалье», в ведомстве которого находится трасса, в 2020 году проведено в эксплуатацию 115 км дорог, в 2021 году выполнен капитальный ремонт участков общей протяженностью 33 км.
Федеральная трасса «Амур» Р-297, 2165 км
Еще одна магистраль Дальнего Востока, занимающая почетное второе место в нашем списке самых длинных автомобильных дорог России, — это амурская трасса Р-297 (старый номер М-58). Маршрут из Читы в Хабаровск проходит через Забайкалье, Амурскую и Еврейскую автономные области, а также проходит по территории Хабаровского края. В 2002 году 800-километровая брешь в дорожном полотне наконец-то стала превращаться в дорогу: Росавтодор приступил к реализации задуманного после окончания строительства. В 2010 году введена в эксплуатацию автомобильная дорога «Амур». По состоянию на 2021 год 641 км трассы, проложенной еще в советское время, потребует капитального ремонта.
Автодорога Р-504 «Колыма», 2032 км
Тройку лидеров замыкает федеральная трасса Р-504 от Якутска до Магадана. Старое название трассы – Колымский тракт. Автомагистраль Р-504 является основным и единственным средством связи с внешним миром для жителей Республики Саха и Магаданской области. Летом по дороге можно проехать на машине – основная часть трассы имеет холмисто-гравийное покрытие. Также есть асфальтированные участки в районе Магадана и Нижнего Бестяха. Эта магистраль часто упоминается в литературе, песнях и других произведениях искусства. Изначально строительством дороги занимались заключенные и политзаключенные.
Федеральная трасса М-5 «Урал», 1879 км
Этот маршрут начинается в Москве и заканчивается в Челябинске, проходя по пути через Рязань, Пензу, Самару, Уфу и Екатеринбург. Уральский тракт включен в маршрут европейской трассы Е30, также он включен в карту маршрутов азиатского маршрута АН6. Трасса М-5 проложена на месте одной из старейших дорог страны, соединяющей столицу с крупными городами Урала.
Если спросить опытного водителя, какая самая загруженная трасса в России, он наверняка назовет Урал. Дорога печально известна своей высокой аварийностью: пропускная способность трассы намного ниже, чем необходимо для обеспечения безопасного движения нескончаемого потока легковых и грузовых автомобилей. Самый опасный участок маршрута находится в горной части Челябинской области. Местные дорожные компании отвечают за ремонт и техническое обслуживание Уральской трассы на различных этапах. Ежегодно из областного и федерального бюджетов выделяются значительные средства на ремонт и реконструкцию автомобильной дороги М-5.
Автодорога Р-255 «Сибирь», 1860 км
Пассажирский и грузовой транспорт от Новосибирска до Иркутска следует по трассе Р-255 «Сибирь». По пути еще два крупных сибирских города — Кемерово и Красноярск. В районе города Юрга можно повернуть в сторону Томска. Для водителей самым опасным участком является серпантин в тайге под Мариинском — здесь нужно ехать с максимальной внимательностью. Трасса Р-255 идет в обход Красноярска.
Объезда в Кемеровской области нет — через город проезжают грузовики и другая большегрузная техника. В 2018 году дорожно-ремонтные работы проводились во всех крупных городах по маршруту. В 2021 году введен в эксплуатацию обход Мариинска. За состоянием дорожного покрытия вдоль трассы внимательно следят специалисты ФКУ «Сибуправтодор».
Федеральная трасса Р-21 «Кола», 1592 км
Готовьтесь к поездке из Санкт-Петербурга в Мурманск или планируйте добраться из северной столицы до Борисоглебска и границы с Норвегией – вас ждет трасса Р-21 «Кола». Название трассы, по которой можно добраться до Северного сияния, происходит от одноименной реки, протекающей по территории Кольского полуострова. Маршрут славится красивыми видами: тундра, северные озера, по пути можно заехать в село Териберка, где проходили съемки фильма «Левиафан». Благодаря работе управления шоссе Санкт-Петербург-Мурманск длина трассы с каждым годом сокращается: строятся дороги, чтобы спрямить трассу, чтобы можно было быстрее и безопаснее добраться до Мурманска.
Федеральная дорога М-4 Дон, 1543 км
По Донскому шоссе можно добраться из Москвы в Краснодар, Новороссийск и обратно. Первое, что вспоминают автовладельцы и дальнобойщики, отправляясь в путь, это то, что на автомагистрали платные дороги. Чтобы сэкономить на оплате, лучше всего использовать транспондер, так как оплата наличными будет стоить дороже. Доход от билета идет на содержание маршрута: на значительной части дороги четко разграничены проезжие части, организованы многоуровневые зоны пересечения с другими дорогами. Государственная компания «Автодор» занимается управлением и обслуживанием трассы».
Федеральная трасса Р-22 «Каспий», 1381 км
Старое название трассы, по которой можно добраться из Москвы в Волгоград и далее в Астрахань, — трасса М-6. Сегодня трасса Р-22 «Каспий» является одной из основных транспортных артерий, связывающих столицу с южными городами. Летом заторы на маршруте увеличиваются из-за путешественников и туристов. В основном дорога двухполосная, при обгоне надо выезжать на встречную полосу. Если вы едете по Каспийскому шоссе и хотите обогнать впереди идущую машину, будьте осторожны: в сезон увеличивается количество аварий. На некоторых участках дорога расширена до 4 полос. Иногда водители ездят по Р-22, которая в основном движется по трассе М-5 Урал, но хочет более комфортной и безопасной поездки.
Автодорога М-7 «Волга», 1357 км
Одной из важнейших с точки зрения геополитики дорог является трасса М-7 «Волга». Маршрут пролегает из Москвы в Уфу через Владимир, Нижний Новгород и Казань. Маршрут проходит параллельно реке Волге, что и объясняет название. Инфраструктура на маршруте хорошо развита: много отелей, кафе, магазинов и заправок, так что с поиском заправки можно не волноваться. В Татарстане в 2021 году построили новый мост через Свиягу взамен закрытого старого (сейчас на нем идет реконструкция), благодаря чему движение по трассе стало еще безопаснее для водителей легковых и грузовых автомобилей.
Федеральная трасса Р-256 «Байкал», 1113 км
Завершим наш обзор крупнейших автомобильных дорог России кратким описанием Чуйского канала, известного из дорожного атласа как Байкальский тракт Р-256. Маршрут пролегает от Иркутска до Читы, и если вы мечтали побывать на Байкале, этот маршрут приведет вас в нужное место. Есть много участков дороги с крутыми поворотами, ограниченной видимостью, резкими спусками и подъемами. Поэтому перед отъездом рекомендуем изучить нюансы маршрута. Пейзажи за окнами автомобиля порадуют путешественников и туристов.