Деление в столбик ➗ примеры и правила, как научиться

Вычисления

Что нужно знать ребенку для понимания деления столбиком?

Чтобы любимый ребенок научился делить угол (в столбик), необходимы два условия:

  • отличное знание таблицы умножения;
  • умение быстро считать в уме.

В конце 3 класса учащиеся учатся делить простые двузначные числа.

В 4 классе дети учатся делить многозначные числа (больше 100). Также учатся делить угол чисел на двузначный и трехзначный делитель, решать примеры с остатком.

Методика обучения детей делению столбиком

Если учащийся пропустил занятия по математике или не смог усвоить знания на уроке, родители сами должны донести до него необходимую информацию. Спешка в таком деле неуместна — быстро не значит хорошо. Нужно проявить терпение. Деление чисел для взрослого – простое дело, а для школьника – очень сложная задача.

Проверьте свои знания таблицы умножения. Если ребенок не воспроизводит «автоматически», пусть смотрит в планшет.

Первый пример можно взять как самый простой, с делением без остатка на однозначное число (как на иллюстрации №1).

Когда ребенок понял принцип и выполнил простое задание, пора учить его делению трехзначных чисел. Делаем пример №2.

Работа с многозначными числами

Задание 2: часть 372 из 6. Для этого на листе бумаги проделываем следующие действия:

  1. Определяем делимое (372) и делитель (6), делаем запись в углу:

    Делится на 372, делится на 6

  2. Неполное частное в нашей версии, конечно же, равно 37 (поскольку 6 никогда не помещается в 3, мы берем следующую цифру).
  3. Считаем, сколько шестерок влезает в 37. Если 36:6, получаем 6. Полученное 6 записываем в столбец «частное», а под делителем пишем 36.
  4. Вычтите 37-36=1. Пишем один внизу слева под строкой:

    чтобы разделить 372 на 6 в столбик, первое действие

  5. Ни одна шестерка не влезает в одну, поэтому оставшееся число берем из делимого (2). Было 12. Вам нужно прикинуть, сколько 6 поместится в 12 (12 ровно в два раза больше 6). Получаем 2. Записываем полученное значение в частное:

    Делит 372 на 6 с одним столбцом

Пример решен, правильность можно проверить умножением: 62X6=372.

Как объяснить деление с остатком?

Иногда невозможно разделить на равные части. Объяснить такую ​​ситуацию школьнику проще всего на простом задании. Например:

В группе из 8 студентов они получили на подносе 18 чизкейков на обед. Когда все получают по 2 чизкейка (18:8=2 и остальное 2), на доске остается 2 лишних. Это остальное.

Решение в столбик с остатком по математическому правилу записывается точно так же, как и без. Отличие только в том, что в конце останется осадок. В этом варианте правильно записать количество целых единиц и количество единиц в остатке (пример: 4 целых числа и 9 в остатке).

Обучение ученика должно проходить поэтапно, от простых примеров к более сложным. Если нет понимания простых операций при делении, повторите информацию еще раз. Постепенно решение примеров станет происходить быстрее и увереннее. Главное верить в силы маленького человека, набраться терпения, и тогда деление чисел методом столбиков станет для школьника интересным занятием.

Читайте также: Описанная около конуса сфера (шар): как найти радиус, площадь, объем

Запись чисел при делении столбиком

Заметки на бумаге удобнее всего вести в клетку, так как при расчете строки вы не запутаетесь в выбросах. Сначала делимое и делитель пишутся слева направо на одной строке, а затем разделяются специальным знаком деления в столбце, который выглядит так:

Предположим, нам нужно разделить 6105 на 55, пишем:

Промежуточные вычисления запишем под делимым, а результат запишем под делителем. В общем виде схема разбиения столбцов выглядит так:

Регистрация чисел при делении на столбик

Следует помнить, что для расчетов необходимо свободное место на странице. Также, чем больше будет разница в цифрах делимого и делителя, тем больше будет вычислений.

Например, для деления чисел 614808 и 51234 потребуется меньше места, чем для деления числа 8058 на 4. Хотя во втором случае числа меньше, разница в количестве цифр больше и вычисления будут более громоздкими. Проиллюстрируем это:

Регистрация чисел при делении на столбик

Алгоритм деления столбиком

1. Запишем цифры вместе со знаком деления столбиком. Теперь смотрим на первую цифру слева в обзоре дивиденда. Возможны два случая: число, определяемое этой цифрой, больше делителя, и наоборот. В первом случае работаем с этим числом, во втором дополнительно берем следующую цифру в записи делимого и работаем с соответствующим двузначным числом. В соответствии с этим пунктом выбираем в образце оформления номер, с которым хотим работать для начала. Это число равно 14, так как первая цифра делимого 1 меньше делителя 4.

Алгоритм деления столбиком

2. Определить, сколько раз числитель содержится в полученном числе. Обозначим это число как x=14. Последовательно умножаем делитель 4 на каждый член последовательности натуральных чисел ℕ, включая ноль: 0, 1, 2, 3 и так далее. Так делаем до тех пор, пока в результате не получим x или число больше x. Когда в результате умножения получится число 14, записываем его под выбранным числом по правилам записи вычитания в столбик. Множитель, на который был умножен делитель, записывается под делителем. Если в результате умножения получается число больше х, под выбранным числом записывается число, полученное на предпоследнем шаге, а вместо неполного частного (под делителем) записывается множитель, с которым производилось умножение осуществляется на предпоследнем шаге.

По алгоритму имеем:

40=0<14; 41=4<14; 42=8<14; 43=12<14; 4 4=16>14.

Под выбранным числом пишем число 12, полученное на предпоследнем шаге. Вместо частного пишем множитель 3.

Алгоритм деления столбиком
3. Отнимите от 14 столбик 12, результат запишите под горизонтальной чертой. По аналогии с первым слагаемым сравниваем полученное число с делителем.

Алгоритм деления столбиком

4. Число 2 меньше числа 4, поэтому пишем ниже горизонтальной черты после двух чисел, которые находятся в следующей цифре делимого. Если в делимом больше нет цифр, операция деления заканчивается. В нашем примере после числа 2, полученного в предыдущем разделе, записываем следующую цифру в делимом — 0. В результате отмечаем новое рабочее число — 20.

Алгоритм деления столбиком

Важно!

Пункты 2-4 повторяются циклически до окончания операции деления натуральных чисел столбиком.

2. Снова посчитаем, сколько делителей содержится в числе 20. Умножая 4 на 0, 1, 2, 3. получаем:

4 5=20

Так как в результате мы получили число равное 20, то записываем его под отмеченным числом, а вместо частного в следующем бите записываем 5 — множитель, с которым производилось умножение.

Алгоритм деления столбиком

3. Выполняем вычитание в столбик. Поскольку числа равны, в результате получаем число ноль: 20-20=0.

Алгоритм деления столбиком

4. Цифру ноль записывать не будем, так как этот этап еще не конец деления. Давайте просто запомним место, где мы могли его записать, и напишем рядом с числом из следующей цифры в делимом. В нашем случае это число 2.

Алгоритм деления столбиком

Примем это число за рабочее и снова проделаем шаги алгоритма.

Алгоритм деления столбиком

2. Умножьте делитель на 0, 1, 2, 3 и сравните результат с отмеченным числом.

40=0<2; 4 1=4>2

Соответственно, ниже отмеченного числа пишем цифру 0, а ниже делителя в следующем разряде частного тоже пишем 0.

Алгоритм деления столбиком
3. Выполняем операцию вычитания и записываем результат под чертой.

Алгоритм деления столбиком

4. Справа под чертой прибавьте цифру 8, так как это следующая цифра в делимом числе.

Алгоритм деления столбиком

Таким образом получаем новое рабочее число — 28. Снова повторяем пункты алгоритма.

Алгоритм деления столбиком

Проделав все по правилам, получаем результат:

Алгоритм деления столбиком

Переносим последнюю цифру делимого — 8 — под чертой вниз. В последний раз повторяем шаги алгоритма 2-4 и получаем:

Алгоритм деления столбиком
В нижней строке пишем число 0. Это число пишется только на последнем этапе деления, когда операция завершена.

Таким образом, результатом деления числа 140228 на 4 является число 35072. Этот пример разобран очень подробно, и при решении практических задач нет необходимости так подробно расписывать все действия.

Приведем другие примеры деления чисел в столбик и примеры написания решений.

Пример 1. Деление натуральных чисел столбиком

Разделите натуральное число 7136 на натуральное число 9.

Давай напишем:

Алгоритм деления столбиком

После второго, третьего и четвертого шагов алгоритма запись будет иметь вид:

Алгоритм деления столбиком

Повторим цикл:

Алгоритм деления столбиком

Последний проход и узнаем результат:

Алгоритм деления столбиком

Ответ: Неполное неполное частное чисел 7136 и 9 равно 792, а остаток равен 8.

При решении практических примеров в идеале вообще не пользуйтесь пояснениями в виде словесных комментариев.

Пример 2. Деление натуральных чисел столбиком

Разделите число 7042035 на 7.

Алгоритм деления столбиком

Ответ: 1006005

Деление с остатком

Прежде чем мы перейдем к длинному делению на дву- и трехзначные числа, давайте вспомним, что значит «делить на остаток». Короче говоря, это такое деление, в результате которого остаток меньше делителя:

  • Например, делим 19 на 5. Наибольшее число, которое делится на 5 до 19, равно 15. Проверяем: 5×3 = 15, 19 − 15 = 4. Ответ: 3 и остаток 4. Запишем так: 19 : 5 = 3 (4).
  • Другой пример: делим 29 на 6. Определяем также максимальное число, которое делится на 6 до 29. Подходящим является 24. Ответ 4 и остаток 5. И пишем: 29:6 = 4(5).

Как правильно делить в столбик

разделить в столбик проще, чем считать в уме. Этот метод наглядный, он помогает запомнить каждый шаг и запомнить алгоритм, который потом будет работать автоматически.

Деление трехзначного числа на однозначное

Рассмотрим пример деления трехзначного числа на однозначное в столбик — 322:7. Сначала определимся с терминами:

  • 322 — делимое или то, что должно быть разделено;
  • 7 — делитель или на что делить:
  • частное — результат действия.

Шаг 1. Слева ставим делимое 322, справа делим делитель 7, между ними ставим угол, вычисляем частное и записываем его под делителем.
Как разделить столбиком, шаг 1

Шаг 2. Смотрим на делимое слева направо, находим первое неполное делимое — оно должно быть больше или равно делителю.

Для этого рассмотрим первую цифру делимого. Меньше делимого: 3 < 7 — не совпадает. Теперь подумайте о первых двух цифрах делимого: 32 ﹥ 7. Подходит!

Теперь нам нужно определить, сколько раз наш делитель 7 содержится в числе 32. Выполним деление с остатком. В результате деления 32 на 7 мы получили неполное частное 4 и остаток 4.

Как разделить в столбик, шаг 2

Важно Результат вычитания должен быть меньше делителя. Если это не так, то в расчетах есть ошибка. Вы должны увеличить выбранное число и выполнить операцию еще раз.

Шаг 3. Запишем следующую цифру в делимом справа от остатка 4. Говорят «двойку сносим». Получаем следующее делимое — 42.

Шаг 4. Сколько раз делитель 7 числа 42? Кажется, шесть раз. Проверяем: 7×6 = 42, 42 = 42 — все верно. До четверки пишем 6 справа — это вторая цифра в рядовом. Вычитаем в столбце с 42 из 42, в остальных получаем 0. Это значит, что числа полностью делятся.

Мы закончили решение примера и в результате получили целое число 46.

Деление трехзначного числа на двузначное с примерами

Теперь разберем случаи деления трехзначных чисел на двузначные для 3 класса. Будьте внимательны: мы перешли к самому сложному.

Пример №1.

Разделите трехзначное число 324 на двузначное число 81.

Шаг 1. В этом случае 324 будет кратным, его нужно поставить в левый угол. 81 — это делитель, вписываем его справа.

Делит 324 на 81 столбец

Шаг 2. Чтобы понять, как делить на двузначное число в столбик, нужно сначала найти такое, которое мы можем разделить на 81. 3 и 32 не подходят — они меньше делителя. Следовательно, вам нужно искать частное оригинала, которое делится методом выбора. Умножаем в столбик на 81: сначала на 2, потом на 3 и на 4. 81*4=324. Влезает!

Умножьте 81 на 4 в один столбец

Шаг 3. Напишите 4 в столбце под делителем. Это ответ.

Ответ: 324_81=4.

Пример №2.

Продолжим узнавать, как делить многозначные числа столбиком, на следующем примере. На этот раз давайте разделим 368 на 92.

Шаг 1. Здесь делителем будет трехзначное число 368, а делителем двузначное число 92. Раскладываем их столбиком по своим местам.

Шаг 2. Теперь надо понять, какое наибольшее число в делимом можно полностью разделить на 92. 3 и 36 не подходят, надо опять выбирать частное. Для этого нужно взять десятки и разделить их: 36_9=4. Проверим, подходит ли это число — умножьте 92 на 4 столбиком.

Шаг №4. Готово! Мы вводим 4 в поле для рядового в столбце.

Ответ: 368_92=4.

Как делить однозначные и многозначные числа в столбик с остатком

Как мы писали в начале, это то же самое деление, только в результате получается нечетное число. Теперь разберем те же примеры, только разобьем их в одну колонку.

Пример №1

Разделим двузначное число 19 на однозначное число 5. В этом случае 19 будет делиться, а 5 будет делителем.

Шаг 1. Нарисуйте угол. Ставим делимое 19 слева, а делитель 5 справа.

Шаг 2. Выбираем наибольшее число до 19, которое полностью делится на 5. Это 15. Проверяем правильность: 5*3=15. Теперь 3 можно записать в столбик под делителем, а 15 под делимым.

Шаг 3. Вычтем из делимого число, полученное делением всего. 19-15=4. Это остальное.

Ответ: 19_5=3

Пример №2.

Разделите двузначное число 29 на однозначное число 6. Теперь 29 будет делиться, а 6 будет делителем.

Шаг 1. Расположите числа в столбик. Как обычно, вместо делимого справа ставим 29, а слева от угла делитель 6.

Шаг 2. Теперь найдите число до 29, которое полностью делится на 6. Проверьте, подходит ли 24: 6*4=24. Пишем 24 под делимым 29, а 4 в свободное место в нижнем углу. Это будет целая часть в результате деления.

Шаг 3. Из делимого 29 вычесть число, которое мы получили на шаге 2. 29-24=5. Это остальная часть дивизии.

Ответ: 29_9=4(5)

Примеры на деление в столбик для 3 класса

Применим наши знания на практике. Ниже мы оставили примеры деления двузначных и трехзначных чисел для 3 класса. Решите их в столбик, а затем проверьте полученные числа — смотрите, не подглядывайте! Обратите внимание: на сложном уровне происходит деление многозначных чисел на двузначные, которое мы в статье не разбирали. Это задание с одной звездой.

Простой уровень Средний уровень Сложный уровень
27:3=

48:4=

56:8=

72:9=

95:5=

270:15=

504:14=

315:5=

728:8=

855:9=

1749:11=

1080:45=

3888:72=

5248:64=

4818:66=

Отвечать:

  • легкий уровень: 9; 12; 7; 8; 19;
  • средний уровень: 18; 36; 63; 91; 95;
  • уровень сложности: 159; 24; 54; 82; 73.

Деление десятичной дроби на натуральное число

Деление десятичной дроби столбиком осуществляется по правилам деления натуральных чисел.

Рассмотрим подробнее пример: 1505,86 div 43=35,02.

Пример №8:

Разделите 5612,8 на 350,8

Проверить: 350,8 умножить на 16=5612,8

Оцените статью
Блог о Microsoft Word