- Абсолютная величина (модуль) действительного числа
- Определение модуля числа
- Свойства модуля числа
- Свойство 1
- Свойство 2
- Свойство 3
- Свойство 4
- Свойство 5
- Свойство 6
- Свойство 7
- Свойство 8
- Геометрическая интерпретация модуля
- График функции
- Графики уравнений, содержащих знак модуля
- Корень из квадрата
- Модуль рационального числа
- Простейшее уравнение с модулем
Абсолютная величина (модуль) действительного числа
Определение. Абсолютное значение (модуль) действительного числа a является неотрицательным числом | а | , который определяется по формуле:
Например,
| 5 | = 5, | – 2 | = 2,
| 0 | = 0.
Определение модуля числа
Алгебра дает четкое определение модуля числа. Модуль числа в математике — это расстояние от начала координат до точки на координатной прямой, соответствующей этому числу.
Если взять число «а» и изобразить его на координатной прямой точкой А — расстоянием от точки А до начала координат (то есть до нуля), то длину отрезка ОА назовем модулем числа «а».
Символ модуля: |a| = ОА
Давайте посмотрим на пример:
Точка B, соответствующая числу −3, находится на расстоянии 3 единичных отрезков от точки O (то есть от начала координат). Следовательно, длина отрезка ОВ равна 3 единицам.
Число 3 (длина отрезка OB) называется модулем числа −3.
Обозначение модуля: |−3| = 3 (читай: «модуль числа минус три равен трем»).
Точка C, соответствующая числу +4, находится на расстоянии четырех единичных отрезков от начала координат, то есть длина отрезка OS равна четырем единицам.
Число 4 называется модулем числа +4 и обозначается следующим образом: |+4| = 4.
Вы также можете опустить плюс и записать значение как |4| = 4.
Читайте также: Объем цилиндра: как найти по формуле
Свойства модуля числа
Давайте рассмотрим семь основных свойств модуля. В каком бы классе ни учился ваш ребенок, эти правила всегда пригодятся.
1. Модуль числа — это расстояние, а расстояние не может быть отрицательным. Следовательно, модуль числа не может быть отрицательным:
- |а| > 0
2. Модуль положительного числа равен самому числу.
- |а| = а, если а > 0
3. Модуль отрицательного числа равен противоположному числу.
- |−а| = а
4. Модуль нуля равен нулю.
- |0| = 0, если а = 0
5. Противоположные числа имеют равные модули.
- |−а| = |а| = а
6. Модуль произведения равен произведению модулей этих чисел.
- |аб| = |а| |б| когда
аб = 0
или
−(ab), когда ab < 0
7. Модуль частного равен частному от деления модуля числителя на модуль знаменателя:
Свойство 1
Модуль числа — это расстояние, которое не может быть отрицательным. Следовательно, модуль не может быть меньше нуля.
|а| ≥ 0
Свойство 2
Модуль положительного числа равен этому же числу.
|а| = а, при а > 0
Свойство 3
Модуль отрицательного числа равен тому же числу, но с обратным знаком.
|-а| = а, при а < 0
Свойство 4
Абсолютное значение нуля равно нулю.
|а| = 0, для а = 0
Свойство 5
Модули с противоположными номерами равны друг другу.
|-а| = |а| = а
Свойство 6
Абсолютное значение a равно квадратному корню из a2.
Свойство 7
Модуль произведения равен произведению модулей чисел.
|аб| = |а| ⋅ |б|
Свойство 8
Модуль частного равен делению одного модуля на другой.
|а :б| = |а| : |б|
Геометрическая интерпретация модуля
Как мы уже знаем, модуль числа — это расстояние от нуля до заданного числа. То есть расстояние от точки −5 до нуля равно 5.
Нарисуем числовую линию и покажем на ней.
Эта геометрическая интерпретация используется для решения уравнений и неравенств с модулем. Давайте посмотрим на примеры.
Решим уравнение: |x| = 5.
Мы видим, что на числовой прямой есть две точки, где расстояние до нуля равно 5. Это точки 5 и −5. Таким образом, уравнение имеет два решения: x = 5 и x = −5.
Если у нас есть два числа a и b, то их разность равна |a — b| равно расстоянию между ними по числовой прямой или длине отрезка АВ.
Расстояние от точки а до точки b равно расстоянию от точки b до точки а, тогда |a — b| = |б — а|.
Решим уравнение: |a — 3| = 4. Запись звучит так: расстояние от точки а до точки 3 равно 4. Отметим на числовой прямой точки, удовлетворяющие этому условию.
Уравнение имеет два решения: -1 и 7. Мы вычли из 3 4 — и это один ответ, а также прибавили 4 к 3 — и это второй ответ.
Решим неравенство: |a + 7| < 4.
Читаем эту запись так: расстояние от точки a до точки −7 меньше четырех. Отметим на числовой прямой точки, удовлетворяющие этому условию:
Ответ в этом случае будет: (−11; −3).
Решим неравенство: |10 − x| ≥ 7.
Расстояние от точки 10 до точки x больше или равно семи. Отметим эти точки на числовой прямой.
Ответ: (−∞; 3 17, +∞).
График функции
График функции y = |х|.
При х > 0 имеем у = х.
При x < 0 имеем y = −x. В результате получаем:
Этот график можно использовать для решения уравнений и неравенств.
Графики уравнений, содержащих знак модуля
Разделы: Математика
Цель:
- закрепить способы построения графика линейной функции,
- закрепить умение учащихся составлять уравнение с функцией, заданной с помощью графика,
- познакомить учащихся с тем, как влияет знак модуля на отображение графика линейной функции
При решении многих математических задач необходимо быстро и точно строить графики всех функций, изучаемых в школьном курсе алгебры. Поскольку в уроке много построений, начнем с того, что вспомним, как построить линейную функцию y = kx + b на основе анализа наклона и коэффициента асимметрии (слайд 2)
Сравниваем уравнения и графики (слайд 3):
Построим графики функций в тетрадях в одной системе координат (у = -х; у = -х -4; у = -1/3 х — 2; у = 2х + 5; у = х + 1), и проверим даже со слайдом 4
Вспомнить определение модуля числа х (слайд 5)
Подумайте, как можно построить график функции y = |x| исходя из определения модуля отбросить части прямых, не лежащие в полуплоскости х 0 (слайд 6)
Аналогично рассматривается способ построения графика функции y = |x + 1| (слайд 7)
Сравнение графиков и уравнений функций (слайд 8-9),
мы заканчиваем тем, как можно построить график функции y = |x + a| — b смещение графика функции y = |x| (слайд 10-11)
Построим графики для функций y = |x-3| + 3, у = |х – 3| — 2, у = |х+2| — 5, у = |х + 3| + 2 и проверьте себя слайдом 12
Затем, исходя из рисунка, представленного на слайде 13, учащиеся должны установить функцию для уравнения:
При построении графиков очень важно научить детей анализировать область определения и множество значений функции и «переносить» эти множества на координатную плоскость.
Заполните таблицу (слайд 12):
Д(г) Е(у) у = |х| у = |х – 3| у = |х – 3| +2 у=-|х| у = |х + 2| -5 у=-|х+2| -5
И рассмотрим, как можно определить наборы значений на основе графиков (слайд 15)
Учащимся предлагается определить Д(у) и Е(у) по рисунку (слайд 16):
Учащиеся самостоятельно составляют уравнение функции при заданных D(y) и E(y) (слайд 17):
Анализируя графики и уравнения (слайд 18), учащиеся делают вывод о том, как влияет на график знак минус перед модульными скобками. И самостоятельно составляют уравнение по графикам, представленным на слайде 19.
Сформулируем уравнения функций устно по графикам (слайд 20):
Как и в предыдущем уроке (слайды 21-27), учащиеся знакомятся с тем, как коэффициент перед аргументом функции влияет на график. В результате они должны научиться описывать уравнением следующие графики:
Для закрепления полученных знаний в тетрадях в одной системе координат ребята строят следующие графики:
Корень из квадрата
На тесте или экзамене может возникнуть проблема, когда вам нужно вычислить √a2, где a — число или выражение.
Кроме того, √a2= |a|.
По определению арифметического квадратного корня, √a2 — это неотрицательное число, квадрат которого равен a2 .
Оно равно a при a > 0 и −a при a < 0, т е только |a|.
Модуль рационального числа
Как найти модуль рационального числа — это расстояние от начала координат до точки на координатной прямой, которая соответствует этому числу.
Модуль рациональных чисел, примеры:
|-3,5| = 3,5
|2.27| = 2,27
Простейшее уравнение с модулем
Рассмотрим простейшее уравнение с модулем, которое имеет вид:
| е (х) | = г(х) .
Потому что
то это уравнение эквивалентно комбинации двух систем:
Для решения исходного уравнения остается только решить эти две системы и объединить полученные ответы.
Комментарий. Аналогично проводится решение неравенств с модулями.