- Лердальский тоннель (24 510 метров)
- Тоннель Яматэ (18 200 метров)
- Чжуннаньшаньский тоннель (18 040 метров)
- Сен-Готардский автомобильный тоннель (16 918 метров)
- Тоннель Рюфаст (14 459 метров)
- 9. Иватэ-Итиносэ в Японии (25 810 м)
- 8. Хаккода в Японии (26 455 м)
- 7. Тайханшань в Китае (27 848 м)
- 6. Гуадаррама в Испании (28 377 м)
- 5. Новый Гуань Цзяо в Китае (32 645 м)
- 4. Лёчберг в Швейцарии (34 577 м)
- 2. Сэйкан в Японии (53 850 м)
- 1. Готардский тоннель в Швейцарии (57 091 м)
- 5. Туннель Сюэшань, Тайвань
- 4. Арльбергский туннель, Австрия
- Где находится Лердальский тоннель
- Лердальский тоннель в цифрах
- Безопасность Лердальского тоннеля
- Сложности при строительстве
- Особенности тоннеля
- Освещение и полоса грохота
- Система очистки воздуха в Лердальском тоннеле
- Дополнительные системы безопасности
- Интересные факты
Лердальский тоннель (24 510 метров)
Тоннели для автомобилей заметно уступают железнодорожным монстрам. Так длина Готардского базового туннеля в швейцарских Лепонтинских Альпах составляет рекордные 57 091 метр! Знаменитый Евротоннель под Ла-Маншем, соединяющий побережье Франции и Туманный Альбион, лишь немногим короче — 50 450 метров. Так, туннель Лёрдал в Западной Норвегии, соединяющий муниципалитеты Лэрдал и Эурланн, более чем вдвое короче. Но это сооружение по силам любому!
Дорога, прорезающая скальный массив, преодолевается минут за двадцать, и ее однообразие может утомить водителей. Инженеры предусмотрели три огромные пещеры с сине-оранжевым освещением. Можно остановиться, немного расслабиться и полюбоваться туннелем, который вдруг начинает напоминать таинственное сооружение из фантастического фильма. Максимально разрешенная скорость составляет 80 км/ч.
Тоннель Яматэ (18 200 метров)
Гигантский тоннель под японской столицей, входящий в состав ЦКАД, — по-настоящему долгострой. Первые планы на него относятся к началу семидесятых годов, но строительство началось только в 1992 году. Последний участок был открыт 7 марта 2015 года. Максимально разрешенная скорость — 60 км/ч. Строители здания особенно позаботились о безопасности. Камеры видеонаблюдения и телефоны экстренных служб расположены через каждые сто метров.
Аварийные выходы находятся на расстоянии не более 350 метров друг от друга. Система очистки воздуха удаляет 80% частиц. Все эти меры не прошли даром – в конце января 2018 года Яматэ прошел «боевое крещение», когда движение в нем было парализовано из-за сильного снегопада. Пробка растянулась примерно на десять километров! Некоторые пассажиры поднялись на поверхность по аварийным лестницам.
Чжуннаньшаньский тоннель (18 040 метров)
Второй по длине двухтрубный туннель в мире делает путь между китайским городом Сиань и уездом Цзашуй захватывающим путешествием через горы Циньлин. Максимальная скорость составляет 80 км/ч. Строительство обошлось в 3,2 млрд юаней ($410 млн), в том числе из-за уникального развлекательного дизайна.
По краям проезжей части установлены искусственные деревья, а на стены тоннеля проецируются разноцветные узоры. Это вносит разнообразие в монотонность движения по бесконечной серой трубе и снимает усталость.
Сен-Готардский автомобильный тоннель (16 918 метров)
Двухполосный глубокий туннель в Лепонтинских Альпах в Швейцарии был самым длинным автомобильным туннелем в мире, когда он был открыт 5 сентября 1980 года. Он соединяет кантоны Ури на севере и Тичино на юге и является одним из самых важных транспортные пути между северной и южной Европой. Максимально разрешенная скорость составляет 80 км/ч.
Ежедневно по нему проезжают десятки тысяч автомобилей, а для увеличения транспортного потока власти страны планируют построить новый тоннель. Работы, включая восстановление первой части, запланированы на 2020-2027 годы и обойдутся в 2,7 миллиарда франков. В октябре 2001 года на Сен-Готарде произошла трагедия — из-за столкновения двух грузовиков начался пожар. 11 человек погибли.
Тоннель Рюфаст (14 459 метров)
В норвежской провинции Рогаланн вы найдете не только живописнейшие фьорды, но и настоящее чудо инженерной мысли – тоннель Рюфаст, ведущий из четвертого по величине города Ставангера на юго-западном побережье в Сольбакк, расположенный на южном кончик региона. В настоящее время это самый длинный подводный коридор, самая нижняя точка которого находится на глубине 292 метра ниже уровня моря.
Строительство объекта началось весной 2013 года, а открытие состоялось в конце 2019 года. Строительство Rufast обошлось Норвегии более чем в 5 миллиардов норвежских крон (более 600 миллионов евро). Автомагистраль снизит зависимость от паромного сообщения и к 2035 году будет принимать около восьми тысяч автомобилей в день.
9. Иватэ-Итиносэ в Японии (25 810 м)
Туннель Иватэ-Итиносэ расположен в 545 км от станции Токио на линии Тохоку Синкансэн, на полпути между городами Мориоко и Хатинохе. Он был запущен в 2002 году вместе с железнодорожной веткой.
Максимальная глубина составляет около 200 метров, что делает его одним из самых глубоких в мире. Начнем с того, что именно этот туннель имел наибольшую протяженность (из сельских), пока в 2007 году его не обогнал швейцарский Лёчберг, о котором мы подробнее поговорим ниже.
Читайте также: Как найти среднее геометрическое чисел: формула, примеры
8. Хаккода в Японии (26 455 м)
Он расположен в центральной части префектуры Аомори на севере Японии. Он проходит через горный хребет Хаккода и соединяет деревню Тенмабаяси с городом Аомори.
Туннель Хаккода является частью северного продолжения высокоскоростной железной дороги Тохоку Синкансэн и расположен между станциями Ситинохе Товада и Шин Аомори.
Строительство тоннеля началось в 1998 году и продолжалось до 2005 года, когда он был частично сдан в эксплуатацию. Все работы были завершены в 2010 году.
7. Тайханшань в Китае (27 848 м)
Тайханшань является третьим по длине горным железнодорожным туннелем в Северном Китае после туннелей Новый Гуаньцзяо и Западный Циньлин. Это двухпутный туннель, который был построен, чтобы позволить Китайской пассажирской железной дороге пересечь горы Тайхан. Длина левой колеи составляет 27 839 м (17 298 миль), а правой — 27 848 м (17 304 мили).
После открытия тоннеля Тайхан и строительства скоростной железной дороги время в пути от Шицзячжуана до Тайюаня сократилось многократно: теперь добраться из одного населенного пункта в другой можно не за 6 часов, как раньше, а всего за один час. Строительство началось 11 июня 2005 года, а открытие состоялось 22 декабря 2007 года.
6. Гуадаррама в Испании (28 377 м)
Сьерра-де-Гвадаррама — это горный массив, который образует наиболее важную восточную часть системы горных цепей в центральной части Пиренейского полуострова. Он расположен между Сьерра-де-Гредос в провинции Авила и Сьерра-де-Айон в провинции Гвадалахара.
Через него проходит тоннель Гуддарама, предназначенный для движения железнодорожных составов. Он состоит из двух труб: западной трубы длиной 28 407 м и восточной трубы длиной 28 418 м, что делает Гвадарраму самой длинной в Испании, не считая линии 12 мадридского метро.
5. Новый Гуань Цзяо в Китае (32 645 м)
Новый Гуан Цзяо расположен на линии 2 Цинхай-Тибетской железной дороги в горах Гуан Цзяо провинции Цинхай. Это двухканальный железнодорожный тоннель с двумя дорогами. Его общая длина составляет 32 645 километров (20 285 миль), что делает его самым длинным железнодорожным туннелем в Китае.
За создание проекта отвечал Китайский институт ранних исследований и дизайна, сотрудники которого постарались сделать его максимально подходящим для параллельного движения двух поездов со скоростью до 160 километров в час (99 миль в час).
Предполагалось, что общая продолжительность строительства составит 5 лет, но в итоге его окончательно сдали в эксплуатацию через 7 лет.
4. Лёчберг в Швейцарии (34 577 м)
Линия Лёчберг расположена в Швейцарии: она соединяет город Шпиц в районе Берна с Бригом в районе Вале. Строительство железнодорожного пути в этих местах было начато в середине 19 века: уже в 1859 году здесь была открыта первая железная дорога из Берна в Мюнзинген и Тун.
В дальнейшем линия неоднократно продлевалась, расширялась и модернизировалась, пока в 1913 году не приобрела законченный вид. Конечно, современные поезда не ходят по рельсам 1913 года, но большая часть строительных работ была сделана более века назад, что делает тоннель Лёчберг самым старым в нашей коллекции.
Это место впечатляет не только своей протяженностью, но и красотой: мост Бихталь, виадуки Лигелькин и Кандер, величественные Бернальпы. Если вы идете этой дорогой впервые, то спать категорически не рекомендуется: такого великолепия за окном вы больше нигде не увидите.
2. Сэйкан в Японии (53 850 м)
Сейкан немного длиннее Евротоннеля и имеет участок 23,3 км ниже морского дна (общая длина подводного участка 37,5 км).
Это также самый глубокий туннель: он уходит на 240 метров. Для его реализации потребовался бюджет в размере 538,4 миллиарда йен (около 3,6 миллиарда долларов США), и Seikan строился с 1971 по 1983 год, хотя он не был введен в эксплуатацию до 1988 года.
1. Готардский тоннель в Швейцарии (57 091 м)
Европейский железнодорожный туннель через швейцарские Альпы, открытый 1 июня 2016 года, побил рекорд длины, долгое время удерживаемый Seikan.
Он является частью проекта New Alpine Rail Link (NRLA), который также включает в себя базовый туннель Ceneri на юге (запланированное открытие в конце 2020 года) и уже упомянутый нами Lötschberg.
Если подсчитать общую длину Готарда, включая пешеходные и служебные переходы, то цифра еще более внушительная — 153,4 км.
5. Туннель Сюэшань, Тайвань
Туннель Сюэшань на Тайване имеет длину 12,94 км. Сооружение занимает пятое место среди самых длинных автодорожных тоннелей в мире. Туннель был открыт для движения в июне 2006 года и является вторым по длине автодорожным туннелем в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Он соединяет тайваньские регионы Тайбэй и Илань, сокращая время в пути между ними с двух часов до менее чем 40 минут.
Китайская строительная компания RSEA, которая строит тоннель уже 15 лет, столкнулась с рядом проблем из-за сложной геологии горного хребта Сюэшань. Это была трудная и трудоемкая инженерная задача, с почти сотней камнепадов и серьезных ошибок, которые привели к тому, что тоннелепроходческие машины были замурованы изнутри.
Сегодня автоматические камеры видеонаблюдения постоянно следят за скоростью и полосами движения по всей длине туннеля. Путешествие стало более безопасным, а доступное в салоне радио сделало его более приятным.
4. Арльбергский туннель, Австрия
Тоннель Арльберг протяженностью 13,97 км в Австрии занимает четвертое место в сегодняшнем рейтинге. Он является частью автобана Арльберг (по-немецки S16 Arlbergschnellstraße) и пересекает огромные горные хребты Восточных Альп. Сооружение соединяет провинцию Тироль, расположенную на востоке, с самой западной провинцией Австрии, Форарльбергом. Строительство заняло четыре года, и движение было официально открыто в 1978 году.
В настоящее время через тоннель ежедневно проезжает более 8000 водителей, а сама тропа является самым безопасным способом передвижения по трассе зимой. Он имеет восемь путей эвакуации и постоянно контролируется более чем 40 видеокамерами.
В целях замены выведенного из эксплуатации оборудования и дальнейшего повышения стандартов безопасности здесь недавно был проведен капитальный ремонт и модернизация систем безопасности. Модернизация стоимостью 136 миллионов евро (183 миллиона долларов) была проведена в период с 2014 по 2017 год. Было 37 дополнительных путей эвакуации, а сами пути эвакуации были уменьшены с нынешних 1700 м до 500 м, что сделало туннель намного безопаснее.
Где находится Лердальский тоннель
Туннель соединяет муниципалитеты Лёрдал и Аурланд в Согн-ог-Фьордане на юго-западе Норвегии и является частью трассы E16 между Осло (столицей) и Бергеном, вторым по величине городом страны.
Географические координаты 60.973894, 7.379064
Лердальский тоннель в цифрах
- Длина — 24,51 км
- Ширина — 9 метров
- Средняя высота — 7,5 метра
- Минимальная высота — 5 метров
- Начало строительства — 15 марта 1995 г
- Дата начала — 27 ноября 2000 г
- Горы, в которых проложен тоннель, достигают 1600 метров в высоту
- Максимальная загрузка до 400 автомобилей в час
- Среднесуточный поток 1000 автомобилей
- Среднее время в пути — 20 минут
- Стоимость проекта 1,082 млрд норвежских крон (или 113,1 млн долларов США)
- Тоннель Лердаль имеет две полосы движения в противоположном направлении
Узнайте о туннеле Øresundsbro между Данией и Швецией. Если вас смущает формулировка «Мост-Туннель», то обязательно прочитайте статью по ссылке выше и узнайте, почему такое определение является наиболее правильным.
Безопасность Лердальского тоннеля
Одной из основных задач, стоявших перед инженерами, было поддержание водителей в тонусе во время 20-минутного монотонного движения с одним и тем же пейзажем за окном. Это очень важно для водителей, которые могут потерять концентрацию и привести к аварии.
Для этого тоннель Лердал имеет небольшие изгибы между прямыми участками дороги, а через каждые 6 км пути можно встретить большие пещеры. Всего пещер три. Они призваны разбавить монотонность трассы, позволяя водителю передохнуть или развернуться при необходимости. Для людей с клаустрофобией такие пещеры станут своеобразной отдушиной. Пещеры делят весь туннель на 4 примерно равные части. Помимо трех больших пещер, через каждые 500 метров есть аварийные ниши.
Сложности при строительстве
Это отрезок автомагистрали, соединяющий два крупных города: Осло и Берген. В ходе строительства было образовано 2,5 миллиона кубометров наносов. Чтобы вывезти такой гигантский объем без вреда для окружающей среды, в соседней долине был построен дополнительный тоннель протяженностью 2,1 км. После завершения строительства он стал частью системы вентиляции главного тоннеля.
При раскопках на расстоянии около 10 км от муниципалитета Эурланд в кровле туннеля около 1000 кв.м склона. Чтобы продолжить работы, строителям пришлось забетонировать всю площадь, затем снова проделать туннель в смеси упавшей породы и бетона. Почти сизифов труд, но в итоге норвежские строители создали одно из самых уникальных подземных сооружений на планете.
Особенности тоннеля
Подземная дорога в Лердале отличается «гуманным» подходом к проектированию. Отделка тоннеля разработана дизайнерами и светопроводниками при участии психологов Норвежской ассоциации промышленных и технических исследований. Их целью было снизить негативное влияние монотонности движения на концентрацию водителей.
Источник: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Roundpoint_in_a_gallery.jpg
Лердальский тоннель был разделен на 4 секции и между ними разместили 3 искусственные пещеры, где можно остановиться и отдохнуть. Основная хорда туннеля освещена белыми фонарями, а остальные зоны освещены бирюзовым и желтым светом, который воспроизводит оттенок неба на закате.
Подсветка позволяет водителям переключить внимание с монотонной дороги на пещеры, а страдающим клаустрофобией пассажирам избежать приступов паники. Идея реализована настолько удачно, что большинство путешественников останавливаются в пещерах прежде всего для того, чтобы сделать эффектное фото для соцсетей.
Освещение и полоса грохота
Особое внимание было уделено освещению. Основной туннель (участки между пещерами) освещен белым цветом, имитирующим дневной свет. Пещеры имеют синий свет с желтыми огнями по краям, чтобы создать впечатление восхода солнца.
Освещение туннеля Лардал
В центре, между полосами движения, есть «полоса рева». Это специальная рифленая поверхность, при движении по которой создается повышенный шум от колес. Таким образом, даже если водитель потеряет бдительность, он сразу же сосредоточится на дороге.
Обратите внимание на маркировку посередине. Имеет рифленую поверхность. Это полоса грохота или шума. Читайте о дороге смерти Юнгас в Боливии. Это не туннель, а один из самых опасных путей в мире.
Система очистки воздуха в Лердальском тоннеле
В туннеле не так много вентиляционных выходов. Поэтому вторым важным вопросом при проектировании стала система подачи и очистки воздуха.
Туннель Лярдал был первым тоннелем, оснащенным собственной установкой очистки и вентиляции воздуха.
Большие вентиляторы всасывают воздух из обоих воздухозаборников, а загрязненный воздух выбрасывается через один вентиляционный выход. Этот выход и сама очистная станция расположены в отдельной 100-метровой пещере, в 9,5 километрах от южного конца туннеля со стороны муниципалитета Эурланн. Кроме того, существуют электростатические и угольные фильтры, которые помимо удаления пыли очищают воздух от диоксида азота.
Дополнительные системы безопасности
В туннеле нет аварийных выходов. В случае аварии или пожара необходимо принять ряд мер предосторожности. Через каждые 250 метров установлены экстренные телефоны с пометкой «SOS». Они позволяют быстро связаться с полицией, пожарной командой или здравоохранением. Через каждые 125 метров установлены огнетушители. Кроме того, если используется телефон экстренной помощи или убран огнетушитель, будут гореть стоп-сигналы и знаки «поворот» и «выход» по всему туннелю, а знаки «туннель закрыт» будут гореть на обоих въездах и выездах».
Аварийные ниши с телефонами
Интересные факты
- Всего в Норвегии насчитывается более 900 туннелей общей протяженностью около 750 км, из них не менее 33 подводных
- В период строительства из тоннеля Лердаль было вывезено 2 500 000 кубометров породы
- Церемония бракосочетания прошла в тоннеле Лердал
- Поскольку в регионе очень мало прямых дорог, некоторые автомобилисты в тоннеле стали разгоняться и превышать скоростной режим, поэтому камеры контроля скорости теперь установлены по всему маршруту
- Несмотря на то, что над туннелем лежат миллионы тонн породы, внутри есть мобильная связь. Для этого есть специальный провод
- На обоих въездах в туннель Лярдал установлены камеры для записи въезжающих и выезжающих автомобилей
Один из входов в туннель Лардал